|
|
Охлаждающие жидкости и их совместимость |
Точка отсчета
Проверку охлаждающих жидкостей начинают обычно с температуры замерзания, а
точнее - с температуры начала кристаллизации. Большинство «наших» - семь из
двенадцати образцов - показали результат чуть ниже (холоднее) требуемых
ГОСТом минус 40°С. Иностранцы Техасо и Моbil выдали несколько меньше, но они
сделаны не по нашему стандарту, так что показанные минус 38,5 и 39°С
соответственно посчитаем вполне приемлемыми.
Порадовал «Шелл» отечественного производства (сделан «по заказу и под
контролем...») - у него минус 66°С. Итого набралось десять. Попавших в
немилость - двое. «Тосол» от «Гелена Химавто» не дотянул до заветной отметки
всего три градуса, показав при этом нормальную плотность -видно, по ней
производитель и вел косвенный контроль температуры замерзания. Еще один
образец поставил на себе крест сразу - начал замерзать при минус 25°С
Наметившиеся на первом этапе тенденции позже переросли в закономерности.
По госту и не только
Читатели со стажем знают, что температура начала кристаллизации -
существенный показатель, но чаще всего не определяющий «кто есть кто».
Вторым (также не самым решающим) посчитаем воздействие на резину. А вот
дальше...
Один из самых важных показателей - склонность охлаждающих жидкостей вызывать
коррозию конструкционных материалов. Этому - особое внимание.
Самую низкую оценку, как и ожидалось, получил «Тосол» от ООО «Газспецресурс»
- тот самый, что при минус 25°C начинает замерзать. Этому поставили «НЕУД».
И поделом: в норму не уложились три из шести показателей. По коррозии припоя
П0С-35 агрессивность этого продукта оказалась на 25% выше допустимой; по
коррозии чугуна СЧ20 - в 7,5 раза; по коррозии стали 20 - более чем в 20
раз.
Один образец из дюжины получил оценку «удовлетворительно». Продукт вроде бы
не плохой, но немного перестарался с воздействием на ту же сталь. Да и
другие результаты не самые лучшие.
Почему же все-таки «удовлетворительно»? Худшие из «тосолов» превышают
нормативы по коррозии в десятки раз. Есть тому пример и в этом тесте.
Поэтому отклонение от ГОСТа на 10% сочли терпимым.
Остальные наши участники оказались прилежными соискателями; пятеро заслужили
«отлично», еще пятеро - «хорошо». И те и другие, нетрудно догадаться, в
стандарт укладываются, да еще с запасом. Поэтому разделение на
«четверочников» и «пятерочников» в значительной мере условно.
Просто, чтобы как-то отметить старания самых лучших, остальным оценку слегка
снизили. В конце концов, «хорошо» и «отлично» и подразумевают такой подход.
Но на этом, увы, его величество ГОСТ заканчивается. И начинается... самое
интересное.
Возьмемся за совместимость. Проверка методически проста -оценивается смесь
охлаждающих жидкостей в соотношении 1:1. Проверяется «каждый с каждым».
Причем делается это трижды - при 18°С в течение 72 ч (условия хранения
машины в гараже летом); при 90°С в течение 24 ч (работающий двигатель); при
0°С в течение 24 ч (стоянка в гараже осенью-весной).
Три режима испытаний выбраны обоснованно. У некоторых смесей несовместимость
проявляется только в одном или двух из условий. Тогда ввели понятие
частичной несовместимости - для случаев небольшого расслоения или помутнения
смеси без появления осадка. При более серьезных последствиях образцы
считались несовместимыми.
Так вот: ни одного продукта, полностью или частично совместимого со всеми
остальными, не оказалось! И это вопреки мнениям «знатоков», полагающих что
«синие» с «синими» мешать можно.
Оказалось - нельзя. Хотя у продуктов полностью или частично иностранного
происхождения несовместимость друг с другом встречается реже. И все же
правильным будет считать, что охлаждающие жидкости несовместимы друг с
другом. |
|
|
|