|
|
Фильтры тонкой очистки топлива |
Откуда берется грязный бензин? А каким ему еще
быть - то его в бензовоз нальют, то на бензоколонке куда-то выльют, то в
облупленный бензобак отправят... Где пыли наглотается, а где и покрупнее
мусор прихватит. Попробуем проверить, какая часть этой грязи доходит до
карбюратора. Короче, сегодня испытываем фильтры тонкой очистки топлива
карбюраторных двигателей - 14 изделий. Испытывать их будут в лаборатории
НАМИ. Заметим, что при прочих равных условиях нам больше по душе прозрачные
изделия «привычных» габаритов. Непрозрачный фильтр не оценишь «на глазок», а
любого «малыша» придется менять тем чаще, чем меньше его размеры. Форма
изделия принципиального значения не имеет: разнообразие «костюмов»
предназначено в основном для владельцев иномарок, желающих купить точно
такой же фильтр, какой стоял ранее.
Напомним, что срок службы фильтра определяется не только количеством
проходящей через него грязи, но и местом установки на автомобиле. Изделие,
размещенное после бензонасоса, прослужит дольше, чем точно такое же на его
входе. Причина очевидна: на выходе насос создает избыточное давление и может
«прокачать» топливо даже через довольно грязный фильтр, а вот на входе -
увы. Здесь приходится работать на «всасывание», а снизить давление ниже
«нуля» невозможно.
От общих рассуждений - к конкретным измерениям. Первым делом фильтры
взвесили. Потом проверили их герметичность - примерно так мастера
шиномонтажа проверяют состояние дырявых камер. Затем измерили номинальную
тонкость отсева - она должна быть не хуже 50 мкм. После этого решили
испытать отдельно фильтрующие элементы: если они плохо соединены с корпусом
или плохо проклеены, то часть грязи напрямую пойдет в карбюратор, и фильтр
будет работать нестабильно.
Что же в итоге? Из 14 фильтров требованиям стандарта не отвечают 6 - при
этом № 9 недотянул совсем чуть-чуть, а № 12 просто провалился. Однако
последующая проверка откровенно удивила - у всех проверяемых изделий, в том
числе и «у двоечников», фильтрующие элементы оказались в полном порядке!
Стало быть, недостаточно раздобыть хорошую бумагу - нужно еще приложить к
ней руки. В противном случае грязное топливо потечет в обход фильтра через
всяческие «непроклейки» и «дырки». Насколько стабильны «параметры» у дырки -
дело темное, поэтому - такие изделия рекомендовать к использованию как-то не
хочется, даже если они уложились в стандарт. Величина «протечек» - разная:
если № 5 теряет примерно 17% от своих возможностей, то № 11 - 88%! Самое
смешное, что даже при таком жутком КПД № 11 почти уложился в стандарт...
Проверки избежали только два изделия - № 3 и 14: в первом из них использован
полимерный материал, а второе оказалось слишком маленьким.
В итоге вполне пригодных фильтров оказалось только 3 из 14. Изделия № 1 и №
2 от питерской фирмы «БИГ фильтр», а также № 3 от «Спектрол» можно считать
пригодными по всем статьям - их мы и рекомендуем к использованию. А чтобы у
победителей не возникло «головокружение от успехов», напомним, что
провалившиеся № 6 и № 14 носят те же имена...
Отметим попутно, что в ходе испытаний у всех фильтров была нормальная
герметичность при давлении воздуха 0,1 МПа.
НАША СПРАВКА
Ни один фильтр не может очистить топливо от примесей на 100%. Чем крупнее
грязь, тем легче ее задержать. Различают понятия «средняя тонкость отсева» и
«номинальная тонкость отсева» - первое говорит о способности фильтра
задержать 50% частиц грязи указанного размера; второе относится к 95%
частиц. Например, фраза «номинальная тонкость отсева составляет 50 мкм»
говорит о том, что фильтр способен задержать 95% частиц размером 50 мкм и
более. Параметр «тонкость отсева » без соответствующего прилагательного не
имеет смысла. В ходе экспертизы фильтры проверялись на соответствие
требованиям ОСТ 37.001.226-93 «Фильтры тонкой очистки топлива карбюраторных
двигателей. Общие технические условия». Испытания проводились на стенде,
аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97 (инв. № 62787), с использованием жидкости
ЖТК-3.
1. GB – 215
Первая удача: 20-рублевый питерский «БИГ фильтр» типа GВ-215 оказался
герметичным по всем статьям. Небольшой разнобой в цифрах «до и после»
разборки говорит только о некоторой погрешности измерений. Оценка: хорошо.
2. GB - 206
«БИГ фильтр» модели GB-206 содержит надписи «Высшее качество» и «Сделано в
России». Цена 12 руб., претензий к изделию нет. Оценка: хорошо.
3. Spectrol Ultra
Не фильтр, а «доска объявлений»... Читаем: Spectrol Ultra. «Фильтр тонкой
очистки топлива. Служит в 10 раз дольше. Небывалая грязеемкость, высокая
стабильность. Для бензиновых двигателей внутреннего сгорания рабочим объемом
не более 2500 см3. Промышленная группа «Спектр-Авто». И всего-то за 15
руб... А самое интересное, что изделие действительно оказалось нормальным.
Единственное - эксперты не смогли измерить параметры «потрохов» фильтра,
поскольку они сделаны из полимерных нитей... Оценка: хорошо.
4. КОНиС КС-01
Петербургский КОНиС КС-01 огорчил больше других. При цене всего 7-8 руб. он
мог бы стать чуть ли не лучшим, собери его нормально. Cам по себе
фильтрующий элемент выдал 12,8 мкм, а изделие в сборе - аж 46,9! Это какую
же «дыру» надо иметь внутри, чтобы так испоганить собственные параметры?
Оценка: удовлетворительно.
5. КВАРК Е FF-001.00
Надписи на корпусе фильтра КВАРК Е FF-001.00 солидные - от Made in Russia до
«Сертифицировано НАМИ-ФОНД, проверено 3 атм.». И цена подходящая - опять 10
руб. А проблемы все те же - в требования стандарта изделие буквально
втиснулось, но подозрения насчет плохой сборки опять подтвердились. Часть
грязи проходит мимо фильтрующего элемента «напрямую». Оценка:
удовлетворительно.
6. Spectrol
Семирублевый Spectrol повторил «успех» № 4 - имея возможность выдать
«нагара» цифры 9,0 мкм, он ограничился скромными 39,7 мкм. Причины те же -
утечки через непроклеенные отверстия внутри корпуса. А если дырки будут еще
больше? Оценка: удовлетворительно.
7. Безымянный
Десятирублевое изделие из непрозрачной пластмассы безо всяких
опознавательных знаков по легенде продавцов представляло нижегородскую фирму
GALA. В общем-то, ожидали худшего: подобные безликие вещички обычно
проваливаются по всем статьям, а эта оказалась обычным середнячком. С
герметичностью все те же проблемы, хотя формально фильтр все-таки уложился в
стандарт. Оценка: удовлетворительно.
8. НФ-03-Т
Петербург любит делать фильтры - вот еще один... Увы - 20-рублевый «Невский
фильтр НФ-О3-Т» хоть и выдал нормальные цифры, но настроение испортил. Опять
наше излишнее любопытство - часть топлива идет мимо фильтрующего элемента.
Оценка: удовлетворительно.
9. Filter Consol
Изделие Filter Consol с надписью «Сделано в России» было куплено за 19 руб.
Номинальная тонкость отсева оказалась чуть выше положенной - может быть,
фильтрующий элемент провозгласил независимость от корпуса? Так и есть:
«потроха» у фильтра вполне приемлемые, но грязь проходит мимо них... Оценка:
плохо.
10. EKOFIL EKO 03.01
За 12 уплаченных рублей мы узнали про фильтр EKOFIL EKO 03.01 много
интересного - на корпусе есть и номер какого-то телефона, и надпись
«Рекомендовано ГНЦ НАМИ», и сообщение «Испытано до 3 атм.». А изделие
оказалось вполне заурядным - в стандарт не «влезает», негерметичное...
Оценка: плохо.
11. HF – 05 FIL GOOD
Чемпион по небрежности: фильтр НF-05 FIL GOOD с надписью Made in Europe и
ценой 12 руб. В стандарт не «влез» (52.3 мкм вместо 50), но какой фильтр
внутри! Номинальной тонкости отсева в 6,4 мкм больше нет ни у кого, но что с
того радости, если грязный бензин все равно идет мимо? Оценка: плохо.
12. ST – 337 (SCT)
Немецкий SТ-337 (SСТ) ценой 15 руб. разочаровал. Самые плохие параметры, а
виновата все та же технология. Фильтрующий элемент спокойно укладывается в
норму, а фильтр целиком - нет. А нам нужно изделие в сборе... Оценка: плохо.
13. КОНиС КС-04
Знакомое имя - что-то похожее было под №4. И абсолютная схожесть результатов
- питерский КОНиС КС-04 стоимостью примерно 10-12 руб. сочетает в себе
отличный фильтрующий элемент и никудышную сборку... Как еще объяснить, что
при номинальной тонкости отсева элемента всего лишь 12,3 мкм изделие в сборе
«выдает» запредельные цифры 65,4 мкм? Оценка: плохо.
14. GB - 608
«БИГ фильтр» модели GВ-608 (с сетчатым фильтрующим элементом) стоимостью 20
руб. не сумел поддержать своих коллег №1 и 2 - провалился... Померить
отдельно фильтрующий элемент не смогли из-за малых габаритов, но это уже и
не нужно - в местах заливки сетки в каркас фильтрующего элемента он
негерметичен. Оценка: плохо. |
|
|
|